Все-таки есть какая-то магия цифр. Моя мама родилась 12 апреля, в "День космонавтики", когда еще не знали, что он будет таким днем. Потом она пошла служить в армию, и, почему-то именно в ту часть, где служил Ю. Гагарин. А потом... увиделась с НИМ. Уже в статусе первого человека, шагнувшего в космос, человека с планеты Земля.
Его знаменитая фраза: «Поехали!..» облетела весь мир. Кто же ее не помнит, даже сейчас, спустя столько лет. А уж если эту фразу Ю.А. Гагарин сказал лично тебе, то можно все бросать и смело садиться за мемуары. Но тогда, в 60-х годах ХХ-го века, никто еще и не помышлял о мемуарах.
Об этой истории я узнал случайно. Будучи еще ребенком, я в очередной раз перелистывал семейный альбом, в котором бережно хранятся старые фотографии. Среди них были фото с удивительно улыбчивым человеком в военной форме. «Мама, кто этот дядя?», - приставал я с вопросом к моей маме, Валентине Андреевне. «Гагарин», - отвечала она. Только став немного старше, я в полной мере осознал, что за фотографии хранятся в нашем семейном архиве и что за человек изображен на них. Первый человек планеты Земля, полетевший в космос, открывший новую эру в развитии человечества! Но как попали к нам эти фотографии?
12 апреля мы в очередной раз отмечаем годовщину первого полета человека в космос. Я вспомнил о старых фотографиях. И попросил маму как можно подробнее рассказать о том, как они появились в нашем семейном альбоме. И Валентина Андреевна с удовольствием стала вспоминать свою молодость и годы службы в морской авиации:
«Я родом из Ярославской области. После окончания школы уехала из деревни в Рыбинск, ближайший к нам город. Там стала работать на стройке, крановщицей башенного крана. Строили тогда много. А потом мы с подругами завербовались работать в Карелию, на бумажный комбинат. Обещали нам много, но, к сожалению, как это часто бывает, условия оказались хуже некуда. Общежитие, в котором мы жили, находилось далеко за городом. Добираться до работы приходилось очень долго. Хотя, природа, конечно, в Карелии необычайно красива. И я нисколько не жалею, что побывала там. Да и молодые были… Но время шло, и многие девчонки, с кем я приехала, подумывали возвращаться назад, домой. Я тоже хотела вернуться в Рыбинск.
Но тут к нам на комбинат приехал старший лейтенант морской авиации и стал агитировать нас идти на службу в армию. Ребят в то время, после войны, не хватало, поэтому набирали девушек. Как сейчас по контракту. Это было романтично. И я и еще несколько девушек решились. Мы прошли медкомиссию и прибыли на службу в Североморск, за Полярный круг. Нас направили в штаб части, где сразу предложили работу на выбор, кому что нравится. Все девчонки пошли, кто в повара, кто в телефонистки. А мне всегда нравилась техника, и я попросила направить меня на аэродром. Это была воинская часть № 26886. Это морская авиация. То есть мы охраняли наши северные морские границы. Меня направили в отделение технического обслуживания самолетов на должность механика ракетного вооружения и систем наведения и управления ракет.
В первые же дни я узнала, что в этой части начинал свою службу молодой лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин. Уже тогда он был легендой, человеком, покорившим космос. Именно из этой части он попал в отряд космонавтов и стал служить на аэродроме «Чкаловский» и тренироваться в Звездном городке.
Кстати, служить было очень интересно и весело. Все летчики знакомые. И, когда у нас не было дежурств, они предлагали слетать куда-нибудь. Мы тогда побывали и в Прибалтике, и на юге. У нас был самолет, как говорят сейчас, для важных персон. Там был стол, бар и много чего еще. Иногда летчики говорят: «Девчонки, не хотите позагорать?». И мы садились в этот самолет и летели, к примеру, в Сочи. У летчиков было свое задание. А мы целый день загорали, купались, отдыхали одним словом. А вечером, на обратном пути, они нас забирали. И в этот же день мы были уже дома, в части. Интересно было походить по сопкам. Там очень много ягод, грибов. Помню, насобираем, и закатываем пир.
И вот, в один из весенних дней 1966 года в части с самого утра началась суета. Нам сказали: «Гагарин приезжает». Юрий Алексеевич, тогда уже полковник, приехал навестить родную часть. Нас построили на плацу. Гагарин с сопровождающими въехали на территорию части и остановились возле штаба. Гагарин вышел весь такой подвижный, улыбающийся, и говорит, может несколько пафосно, но от души: «Родная часть! Я всегда вспоминал о ней. Ведь именно отсюда я, можно сказать, шагнул в космос».
Он рассказал о том, как служил в этой части и о своем полете в космос. Потом все пошли в учебный класс. Там его все обступили, начали задавать вопросы. А мы с девчонками постояли, я говорю: «Чего там толкаться? Я лучше у машины Гагарина постою». И мы пошли на улицу. Ну, я и стою, машину глажу, она красивая такая, вся блестящая (замечу, что в 1966-м году, «Волга» ГАЗ-24 только начала выпускаться и выглядела по тем временам действительно очень шикарно и красиво. Масса хромированных деталей… Да и сама по себе такая машина была атрибутом власти, недостижимой мечтой – прим. авт.). В общем, стою я, стекла у машины наглаживаю, они затемненные такие были. И тут Гагарин из класса выходит и идет к машине. Рядом остановился, я ему говорю: «Какая машина красивая у Вас. Хоть рядом постоять». А Юрий Алексеевич засмеялся и говорит: «А почему постоять? Хотите, садитесь. Поехали… Прокатитесь». Я даже не ожидала, что он так среагирует, с юмором, по-человечески. И народ вокруг. Я смутилась и говорю: «Да нет, спасибо…». В общем, отказалась. Он заулыбался, сел в машину, и делегация уехала.
Вообще, он мне запомнился улыбчивым, небольшого роста, живым… Казалось, что улыбка никогда не сходит с его лица. В нем не было никакого снобизма или заносчивости. Казалось бы, человек известен на весь мир, а он со всеми поговорил так хорошо. Таким он и остался в моей памяти.
Наши ребята-летчики сделали фотографии и дали их нам. Предлагали взять еще снимки. Но я сказала: «Да зачем мне? Не надо». Тогда, по молодости, мы не понимали, что Гагарин – это легенда…»
Вот такую удивительную историю прикосновения к легенде узнал я из простого семейного альбома…